• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Типография – как незаменимый элемент Вышки

«Основными задачами Типографии являются обеспечение структурных подразделений Университета печатной продукцией; изготовление и тиражирование изданий: репринтов, книг, брошюр, журналов, газет и других периодических изданий Университета, а также другой учебной, научной, справочной литературы, обеспечивающей учебно-научный процесс…», - за этим скуповатыми словами из Положения о типографии НИУ ВШЭ стоит огромный труд коллектива энтузиастов.

Чтобы представить лучше объем выполняемой работы, приведем такую цифру: за год типография, созданная в сентябре 2010 года, выпускает продукции, равной по объему пятнадцати тысячам томов собрания сочинений Льва Толстого. Не каждая аудитория Вышки сможет вместить такое «собрание сочинений». О задачах и проблемах типографии, перспективах её развития, наш разговор с её директором.

    Положение о типографии, рассказывает директор, утверждено приказом ректора по ГУ-ВШЭ от 19 октября 2010 года. Создание этого подразделения обусловлено прежде всего причинами экономического характера: ведь до этого большинство печатной продукции Вышки заказывалось в сторонних типографиях и обходилось университету «в копеечку». Можно с полной ответственностью утверждать, что с появлением собственной типографии  эти расходы существенно сократились. Правда, для того, чтобы типография функционировала успешно, в соответствии с последними достижениями научно-технической мысли, следовало вложиться в дело,  приобрести соответствующее оборудование, стоившее немало. Но зато теперь и отдача высока, и затраты на выпуск продукции меньше, чем прежде.  

  - А чье печатное оборудование установлено в типографии?

    «В основном это японская техника новейшей модификации, -  отвечает на вопрос директор, - бережно оглаживая стенки очередной чудо-машины. – Это машина «CanonimagePRESS 1110», которая размножает копии печатных текстов. Естественно, все это делается с помощью компьютерной программы. Отличие этой машины от простого принтера в том, что она размножает копии с высокой быстротой и минимальной себестоимостью. А эта машина, - улыбается директор,  - просто жемчужина, предназначена для цветной печати. Это настоящая новинка в полиграфической отрасли, одна из самых «топовых». Более быстрой машины, чем этот агрегат «imagePRESS7000VP» у фирмы «Canon» сейчас не существует. Таких моделей на всю Россию – не более пяти единиц. С вводом  в строй этой машины в типографии начались перемены кардинального характера.

  -  В чем же суть этих перемен?

   «До момента, когда была создана типография и запущено в эксплуатацию современнейшее оборудование, реально работа типографии сводилась к копированию на старой технике черно-белой продукции. Причем, макеты принимались только на распечатанных листочках и размножались с ухудшением (и так некачественного) оригинала. А вся серьезная печатная продукция заказывалась «на стороне» за немалые деньги. Устраивались тендеры, какие-то типографии их выигрывали, им поступали заказы и.т.д. Помимо финансов и бесконтрольности, на процесс выполнения заказа уходило по два-три месяца. Так что вопрос о создании собственной типографии Вышки назревал давно и год назад было принято принципиальное решение по этому вопросу. И все, что стало выпускаться своей типографией, обходится значительно дешевле. Ведь теперь затраты идут только на сырье (то есть, на бумагу, клей, скрепки и т.п.), на текущее обслуживание техники. Причем, - подчеркивает М.Шарифуллин, - затраты на персонал практически не возросли! Ведь типография родилась не на пустом месте, до нее существовал отдел полиграфии ГУ-ВШЭ с 43-мя штатными единицами. А работы было раза в два меньше, чем сейчас. Сейчас в типографии работает 26 сотрудников. Часть людей уволились, были ликвидированы все совместительства, шесть человек – опытных профессионалов мы пригласили, объявив о вакансиях по Интернету, а всем остальным пришлось переучиваться и овладевать новой техникой на ходу. Но все восприняли процесс переобучения с большим энтузиазмом, поскольку преимущества новой техники были налицо и не могли не вдохновлять…

   - А Вы сами – профессиональный полиграфист?

«Я закончило МВТУ им.Баумана и специализировался на летательных космических аппаратах. Но в 1990-ые годы спрос на таких специалистов в России резко упал и в 1994 году я, по сути, не имел предложений по работе. И тут помог случай. В России начала действовать американская фирма – поставщик полиграфического оборудования. А тот момент происходила смена эпох: устаревшая морально технология высокой печати, заменялась современной офсетной и цифровой печатью. И для обслуживания новых машин требовались специалисты. И мне предложили буквально через два дня вылететь в США, в город Рочестар, и пройти там в течение месяца стажировку при условии оплаты дороги, проживания, питания. По окончании месяца надо было сдать экзамены и вернуться с дипломом специалиста. В противном случае я должен был бы оплатить все расходы сам, то есть, вернуть потраченные не меня деньги. Я был тогда начинающим аспирантом, денег у меня все равно не было, и я рискнул. В итоге приобрел профессию полиграфиста, которая стала смыслом жизни.

   Начав сервисным инженером и экспертом дорос до руководящих должностей. За 17 лет карьеры поработал в разных фирмах на разных должностях, познав многие тонкости ремесла, прежде чем попасть в Вышку. Увольняясь с последнего места (директора типографии МГУ), было уже зарекся работать в госструктурах, но пообщавшись с руководителями Вышки изменил свое решение. «Мне очень понравились ректор Ярослав Кузьминов, первый проректор Вадим Радаев, другие люди Вышки. Это – профессионалы своего дела, которые добиваются реальных и быстрых результатов. Сейчас я убежден, что Вышка – это самый динамичный и быстро развивающийся университет России».

   Первой задачей была реорганизация и обновление парка бывшего полиграфического отдела. Надо было переставить машины и освободить помещения от старого оборудования, которое уже не использовалось и только мешало. Потом надлежало создать удобные рабочие места. «Типографская работа по своей специфике такова, - поясняет директор, - что людям надо пространство для работы, чтобы ничего не затрудняло движений вдоль машин и агрегатов. А движение больших стоп бумаги и полуфабрикатов от одного рабочего места на другое постоянно, а посему, если что-то мешает, скажем, нет проходов или не в том месте сложены кипы бумаги, то это повышает утомляемость в разы и, соответственно, снижается производительность труда». Надлежало создать микроклимат для оборудования, провести компьютерную сеть ко всем печатным машинам. После проведенных преобразований типография выполняет объем работы в два-три раза больший, чем ранее. «Тем не менее, даже в пиковые моменты мы сейчас работаем на 70 процентов своих возможностей», - заметил М.Шарифуллин.

   - А что же с остальными тридцатью?  Нельзя ли их «заполнить» заказами со стороны и на этом зарабатывать университету деньги?

   «Пожалуй. Сейчас нам уже не стыдно заявить о себе громко и известить о   том, что мы можем делать. В принципе, в планах так оно и видится, чтобы мы могли хотя бы покрывать наши расходы, скажем, для начала, и стоимость приобретенного дорогостоящего оборудования. Однако это вопрос политический и решение на этот счет должно принимать руководство Вышки.  К тому же, главная наша задача состоит все же в том, чтобы о наших возможностях узнали все подразделения Вышки, на которую мы в первую очередь и должны работать. 

  - А что собой представляет работа типографского рабочего?

  «Работа в типографии тяжела физически, требует большой концентрации и специальных знаний и умений. Это зачастую работа аврального характера. Приходится нам всем поворачиваться. Например, во время недавней международной научной апрельской конференции по проблемам развития экономики и общества пришлось в срочном порядке изготовить пару тиражей брошюр буквально в течение нескольких часов. Макет брошюры мы получили в понедельник вечером, а конференция начиналась во вторник утром.  Поэтому некоторым пришлось задержаться на рабочих местах глубоко за полночь. Ведь чтобы сделать книгу, например, надо провернуть порядка двадцати различных операций.  Само печатание – это лишь одна из них. Такова жизнь. Но в этой работе есть очень большой эмоционально позитивный момент – конечная продукция. Все начинается с обычных листов бумаги, а в конце этого процесса ты держишь в руках книгу, брошюру, буклет, нужные людям. И состояние стресса исчезает, наоборот, приходит ощущение радости и гордости за содеянное». В наших планах – выпуск с будущего года книг в псевдотвердом переплете.

   - Это уже, как следует понимать,  высший пилотаж?

   «Да, именно. Твердый переплет  – самый верх полиграфии. Реально сделать книгу в ее классическом виде в нынешних условиях у нас трудновато, нужны более обширные помещения и профессиональное оборудование. Однако есть некоторые хитрые технологии, не требующие обширных пространств. Одну из них мы уже освоили. Книга в твердом переплете – это уже элитная продукция, штучный товар. Ну, скажем, ректор едет на встречу с участием руководства страны. И надо показать «товар лицом», рассказать о Вышке и ее делах в презентабельной форме. Вот тут, как раз, самое время выпустить книгу на хорошей мелованной бумаге и в твердом переплете. Или какой-то программный продукт о деятельности Вышки, который будет обсуждаться на заседании правительства. Этот документ тоже хорошо бы «облачить» в соответствующую «парадную» форму. Это ведь тоже – лицо Университета».

Проходим с директором по помещениям типографии. В открытой двери виден стол с чайником, чайные приборы, группа девушек вокруг стола с улыбками на лицах. «А это мы оборудовали из старого складского помещения комнату отдыха, - поясняет директор. – Чтобы быстро, и без излишней потери времени можно было перекусить, попить чайку, чуть расслабиться».

 

   - Как работается и отдыхается, девушки?

   «Отлично, - отвечают хором. – И работаем в охотку, и чай, поэтому, особо вкусен».  «У нас работают лучшие сотрудники из всех, кто есть в Высшей школе экономики», - добавляет Марсель Марсович.

   Проходим по другим комнатам: это офсетная машина, поясняет директор, это букбайндер, то есть, брошюровочный агрегат, это листоподборочная линия, это – дупликатор, то есть, множительный аппарат, а это - новейшее оборудование, приобретенное в этом году, для скрепления брошюр на металлической пружине,  вот перфоратор,  а это – вырубной пресс отечественного выпуска 1936 года. «Мы его запустили, между прочим, и он может хоть сейчас начать работать и делать папки из картона! А усилие агрегата при работе  – 20 тонн», - в голосе директора звучат нотки гордости. И сожаления. «Сейчас в России утратили опыт производства собственного полиграфического оборудования, поэтому приходится закупать за рубежом и, соответственно, обучать работе на этом оборудовании, которое нашпиговано электроникой. И квалификация рабочих должна быть соответствующей».   

Директор сообщает, что типография резко ограничила покупку бумаги в стандартных пачках в форматах А4 и А3. Теперь покупает листами размером 1м Х 70 см и разрезает собственными силами до нужных размеров. Это тоже позволяет делать быстро новое оборудование.

    - А почему так, почему стали покупать большими листами?

   «Потому что так дешевле. Почти в два раза! - поясняет М.Шарифуллин. - А пачками пока покупаем бумагу только для копировально-множительных участков, коих насчитывается восемь в различных зданиях Вышки». 

    Типография – это «мастер на все руки», И на все вкусы. Буклеты, визитные карточки,  блокноты, книги, брошюры, настенные календари, фирменные знаки Вышки, своего рода – тавро, которые ставится на каждом издании и в черно-белом варианте, и в цвете. Всего до 1000 различных видов продукции выпускает типография Вышки. И тиражи случаются приличные. И книги в цвете. А иногда и просто надо срочно размножить текст для лекций, семинаров и совещаний. И типография может выполнить эту операцию быстро и с гарантией качества, обеспечивая тем самым  и качество учебного процесса.

  - А расширять помещения не планируете?

   «Планируем. Если строители нас не подведут, то где-то в конце года мы должны переехать в новые помещения на Кирпичной улице. И там мы, конечно же, развернемся шире».

«В настоящее время, - продолжает директор, - идет процесс создания новой системы учета и отчетности.  Это работу мы проводим совместно с планово-финансовым управлением Вышки и Управлением бухгалтерского учета. Задача состоит в том, чтобы каждая продукция, которую выпускает типография, была обсчитана, чтобы было ясно, сколько средств потрачено на выпуск единицы продукции, сколько стоит сырье и.т.д. Раньше такого учета не было. И второе – мы  совместно с финансистами внедряем  систему рыночной оценки работ. Этот вопрос обсуждался и был принят на ректорате.  И теперь на каждой заявке будет проставляться, сколько стоил его выпуск по рыночной цене минус 30%. Независимо от того будет это оплачиваться подразделениями или нет (понятно, что продукция для учебного процесса должна оплачиваться из бюджета университета) это позволит всем оценить труд типографии. Кто-то возможно откажется от излишнего тиража, неактуальной продукции и т.п.  В будущем же, это возможно поможет организовать работу на внешнего заказчика, о чем мы уже говорили».

  

   - Кстати, а как поступает заказ на производство продукции?

   Здесь тоже произошли радикальные изменения. На всех копировально-множительных участках типографии установлены компьютеры и сейчас основное общение с заказчиками происходит по электронной почте. Пожелания и макеты присылаются на адрес print@hse.ru. Недавно утвержден новый бланк заказа на проведение печатных и копировально-множительных работ, который заказчик должен заполнить и скрепить подписью ответственного лица, например, декана факультета. Этот бланк вывешен на сайте типографии и каждый потенциальный заказчик может с ним ознакомиться. Там же расписан регламент работы типографии. 

   Спрашиваю заместителя директора Екатерину Суетину, отвечающую за связь с заказчиками - подразделениями Вышки, сколько типография выполнила заказов и выпустила печатной продукции с начала 2011 года?

   «С января по апрель в типографии выполнено 2722 заказа, отпечатано 4 351 877 усл. листов формата А4.  Средний срок выполнения работ составил 1-2 дня. Расчетная стоимость этих работ составила более 6,5 млн. руб».

   - А если бы не было своей типографии и вся эта продукция заказывалась на стороне, во сколько бы это обошлось Вышке?

   «То это обошлось бы минимум в два раза дороже! Про сроки мы уже не говорим» - последовал ответ.

      Вот такие цифры, такие объемы, такие планы. Общее ощущение таково, что без собственной типографии НИУ ВШЭ была бы, говоря образно, «как хирург без скальпеля». Типография – необходимый и важнейший элемент университетского механизма, помогающая этому механизму работать без перебоя.

 

    Николай Вуколов, новостной портал НИУ ВШЭ