• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как типографии перейти на web-to-print

Еще год назад типография ВШЭ не помышляла о приеме заказов по технологии web-­to-­print. Однако менее чем за девять месяцев этот нелегкий для многих полиграфических предприятий путь был успешно пройден. Марсель Шарифуллин рассказал журналу "КомпьюАрт" как происходил этот инновационный процесс.

Как типографии перейти на web-to-print

КомпьюАрт: Расскажите, пожалуйста, про типографию ВШЭ. Что входит в задачи типографии, и какой у нее парк оборудования?

Марсель Шарифуллин: Типография эта достаточно молодая — она была образована в 2010 году после моего перехода в Высшую школу экономики из МГУ им. М.В. Ломоносова. Типография базируется в зданиях НИУ ВШЭ и состоит из одного крупного производственного участка, расположенного на проезде Кочновского (недалеко от станции метро «Аэропорт»), и еще девяти мелких участков, разбросанных по Москве. Основная задача типографии — обеспечение структурных подразделений НИУ ВШЭ разнообразной печатной продукцией: изготовление и тиражирование репринтов, книг в мягком переплете, брошюр, журналов, газет и других периодических изданий НИУ ВШЭ, подготовка раздаточного материала для лекций, конференций, семинаров, тиражирование учебной, научной и справочной литературы, необходимой для повседневного учебно­научного процесса университета.

Недавно типография получила право оказывать платные полиграфические услуги для студентов и сотрудников НИУ ВШЭ, а также сторонних физических и юридических лиц. И сейчас мы занимаемся серьезным реформированием подразделения, чтобы эффективно работать с новой категорией заказчиков.

Возможности и список оборудования типографии можно увидеть на нашем сайте — www.print.hse.ru
в работе на всех участках у нас задействовано порядка 20 ЦПМ и 40 разных единиц финишного оборудования. Штат сотрудников — 26 человек. Годовой оборот — порядка 20 млн руб., причем большая часть продукции производится по внутренним заявкам подразделений ВШЭ, а следовательно, расчет ее в денежном выражении носит условных характер. Тем не менее мы с самого зарождения подразделения настояли на том, чтобы оценивать всю изготавливаемую продукцию по рыночным ценам. Чтобы управлять таким большим, разбросанным по всей Москве хозяйством и выстроить эффективное производство огромного спектра печатной продукции (трудно найти вид продукции, который мы не сумели бы изготовить), нам всем, конечно, приходится «поворачиваться».

КА: Почему было принято решение о внедрении АСУП и создании w2p?

М.Ш.: В последние годы, согласно программе бюджетных сокращений, типография, как вспомогательное подразделение университета, дважды снижала свои расходы на 10%. Причем было не только вычеркнуто обновление технического парка и индексирование зарплат, но даже пришлось расстаться с частью сотрудников. Стоял вопрос о переходе на самофинансирование и прекращении дотаций на поддержку подразделения. В начале 2016 года нами был оперативно составлен план реформирования подразделения на период до 2018 года, включающий начало оказания платных услуг для студентов и сотрудников университета и предложения по изменению схемы финансового существования типографии. Благодаря активному содействию руководства вуза и планово­финансового управления (ПФУ) ВШЭ, эти вопросы были тщательно обсуждены и доработаны специалистами, и был дан зеленый свет на проведение реформ.

Разумеется, чтобы получить положительный эффект, нельзя было ограничиваться лишь изменением схемы финансирования типографии. Нужно было подготовить типографию к выходу на конкурентный рынок платных услуг, поднять качество и оперативность изготовления печатной продукции вкупе со снижением ее себестоимости, выработать регламенты работы с новыми категориями заказчиков, организовать прием оплаты от физических лиц, подготовить новые формы отчетности перед ПФУ и бухгалтерией вуза, придумать новые формы мотивации персонала, наладить рекламирование и маркетинг услуг типографии на новых рынках и т.д. И вот, стоя перед таким ворохом задач, мы еще и решились на самые серьезные преобразования и внедрение автоматизированной системы управления производством (АСУП) с перспективой создания прогрессивного сайта типографии с технологией web to print (w2p). С одной стороны, мы осознавали грандиозность поставленной задачи и риск, что внедрение может не получиться, но с другой — лучшего времени для начала таких реформ невозможно было представить: изголодавшись по осмысленной работе, я был готов «двигать горы»; типография стояла у черты, когда альтернативой было лишь ее угасание и закрытие; была реальная надежда на поддержку руководства ВШЭ, а также коллег и друзей из полиграфической отрасли.

КА: Почему не была выбрана ни одна из представленных на рынке систем?

М.Ш.: Мы начали со сбора информации о состоянии автоматизации производств у лучших отечественных типографий. Мне удалось посетить много известных цифровых типографий Москвы: «I print it», «Каскон», «МДМ­принт», «М­Сити», Onebook, «Мива­принт», «МБ­принт», Netprint, «Формула Цвета», «Вишнёвый пирог», «ИРМ­1», 
«Технология рекламы», «Буки­Веди», «Издательская группа Т8», «АртСтиль», «П­Центр», «НПТ­принт», «Линия График», «Ситипринт». Автоматизированные предприятия Санкт­Петербурга — «М­Групп», «Четыре цвета», «Таджик­принт» и другие — были изучены через Интернет. Также за короткий период мне довелось расспросить об автоматизации представителей фирм — поставщиков цифрового оборудования: HP, Canon, Konica Minolta, Ricoh, Heidelberg, «Нисса» и «ГК Террапринт», арендаторов программного обеспечения w2p: PixelPark и PrintOnDemandSolution, и посетить несколько тематических полиграфических мероприятий с большим количеством участников.

В итоге было решено, что оптимальная автоматизация типографии должна начинаться с внедрения АСУП (MIS), способной нормализовать ценообразование и оптимизировать рабочий поток на предприятии. А уж затем налаженный рабочий поток в типографии можно было бы соединить с сервисом онлайн­приема заказов на сайте типографии. Конечно, лучший вариант — найти единое ПО, способное совмещать функции АСУП с фронт­офисом w2p, но это, как правило, либо очень дорогостоящие покупные решения, либо собственные разработки типографий, которые создавались ими в течение многих лет и купить которые невозможно, хотя именно такие решения используют многие лидеры отрасли.

Кстати, одним из главных достоинств самописных программ автоматизации является то, что не типография вынуждена менять сложившие техпроцессы и уклад своей жизни под купленную «чужую» программу, а сама программа АСУП изменяется, подстраиваясь под сложившиеся традиции и нужды типографии.

КА: Какой алгоритм действий был выбран?

М.Ш.: Понимая, что ожидание доступных программных комплексов АСУП­W2P может растянуться надолго, было выбрано решение внедрять вышеназванные продукты по отдельности, начав с АСУП. Тем более что успешный опыт внедрения автоматизированной системы управления на базе ПО «Принт­эксперт» (ПЭ) у меня уже был в типографиях МГУ и «Вива­Стар». Кроме того, я был уверен в способностях его разработчика, Сергея Пенова, адаптировать готовые модули под нужды цифровой типографии ВШЭ и быстрых сроках внедрения. Знал об успешных инсталляциях ПЭ в упаковочной типографии «Аврора­принт» и флексо­производстве «Акура». С w2p на тот момент определенности не было, были надежды либо на собственную разработку, либо на интеграцию стороннего решения с готовой к тому моменту АСУП.

КА: Как происходило построение системы расчета стоимости заказов?

М.Ш.: Процесс внедрения АСУП начался с настройки виртуального выделенного сервера и установки туда начальной версии ПЭ. Это сэкономило нам много времени и позволило сразу же приступить к освоению программы одновременно на нескольких участках типографии, разделенных между собой территориально. Ключевые сотрудники могли работать в системе удаленно. Правильность такого решения подтвердилась еще раз, когда на этом же сервере был реализован быстродействующий w2p­сайт типографии. Стоит отметить, что даже полностью развернутый ПЭ оказался неприхотливым к ресурсам: 25 сотрудников типографии и десятки посетителей сайта одновременно работали в системе даже через соединение Wi­Fi со скоростью доступа всего 30 Мбит/с.

Первые две недели мы корректировали менеджерский интерфейс программы с помощью разработчиков под наши пожелания. Также в программу ввели все необходимые данные: список клиентов и поставщиков; справочники материалов и технологических операций; расписали все виды и модели используемого оборудования, параметры каждой машины и рабочие процессы, связанные с ней; ввели и классифицировали все расходные материалы и быстроизнашиваемые запчасти, проходящие по складу; другие данные типографии, необходимые для функционирования ПЭ.

Не обошлось и без сложностей. Например, каждый товар, кроме марки и кода производителя, должен был обладать еще и внутренним артикулом, используемым в системе бухгалтерского учета ВШЭ. Эти артикулы иногда различались на одинаковых материалах или, наоборот, повторялись на совершенно разных товарах. Избавиться от них было невозможно до момента списания этих «неправильно учтенных» товаров со склада. Спасибо разработчикам ПЭ, которые смогли эффектно справиться с этой проблемой, а также помогли нам автоматически импортировать в ПЭ существующие базы данных клиентов и складских запасов из наших учетных таблиц Excel. Параллельно в марте в ПЭ были реализованы алгоритмы автоматического расчета стоимости всей нашей продукции, в соответствии с имеющимися прайс­листами в Excel. Таким образом, цены, автоматически рассчитанные в ПЭ, стали полностью совпадать с теми, которые менеджеры получали с помощью калькуляторов или таблиц Excel.

Отладив правильность расчетов, в АСУП были внесены шаблоны наиболее популярной продукции. Справедливости ради надо сказать, что рассчитать любую продукцию в программе можно и вообще без шаблонов, и всего в одном едином окне заявок. Но использование шаблонов позволило довести работу менеджера до автоматизма.

КА: Как внедрялось АСУП на производственном участке?

М.Ш.: В течение месяца после начала внедрения АСУП мы освоили все операции по расчету стоимости и фиксации заказа во встроенной в ПЭ системе CRM, благо клиентский модуль программы был сильно развит и не потребовал дополнительных модернизаций. Если не учитывать того, что мы использовали в типографии от силы треть его возможностей и не применяли на первом этапе встроенный планировщик задач и «автонапоминалку» менеджера, мощную систему классификации клиентов, историю контактов, индивидуальные прайс­листы и маркетинговые инструменты для рассылок и фиксации отчетов по ним. Все постоянные заказчики — подразделения ВШЭ и их представители с контактными данными и другой информацией, были в один клик импортированы в систему.

Мы научили программу присваивать актуальные номера принятым в работу заказам согласно имеющейся нумерации на участках типографии, разделили их по категориям, ввели поля с наименованием и комментарием для каждого заказа, различные галочки о сдаче и визировании бумажной заявки руководством подразделений, экспорте данных в материальный отчет и многое другое. Научились переводить статусы заказов «в работу» из «расчета», обрабатывать автоматически создаваемые очереди технологических операций на каждом технологическом участке типографии, отмечая оборудование, на котором выполняется операция, и фактический расход бумаги со склада на выполнение операции. Здесь цель заключалась в максимальной автоматизации процесса и сокращении времени оператора на фиксацию своей работы в ПЭ. В итоге, сотруднику чаще всего было достаточно посмотреть на мониторе список своих текущих задач на день и парой кликов мышью поочередно отметить их выполнение.

Экспортируемые бумажные документы из АСУП

Также был освоен и адаптирован под условия НИУ ВШЭ складской модуль ПЭ. Разработчики в режиме реального времени настроили ПЭ под наши нестандартные требования: например, перемещению бумаги со склада на склад в «бухгалтерском» формате SRA3, хотя по факту она закупалась в листах 640Ѕ900 мм, а расходовалась, например, в формате А4. Был реализован автоматический механизм разукомплектования материалов, в случае бумаги — «резки», из оптовых в поштучные единицы. Рулонные материалы пересчитывались в погонные и квадратные метры. Пакеты для ламинации и пластиковые пружины в коробках — на штуки, металлические пружины в бобинах — в витки и т.п. То есть ПЭ была оперативно подстроена под все существующие условия работы типографии НИУ ВШЭ.

Постепенно мы подключили рабочие места в ПЭ для других сотрудников производственного участка типографии: менеджеров, экономиста, операторов ЦПМ, работников послепечатного цеха.

КА: Как решалась проблема автоматического списания расходных материалов?

М.Ш.: Нами был внедрен алгоритм нормирования и учета себестоимости не только бумаги, но и всех других расходных материалов: тонеров ЦПМ, пленок для ламинации, обложек Unibind и Metalbind, скрепок и скоб из бобин, металлических и пластиковых пружин, фольги для тиснения, клише, вырубных штампов и других материалов.

Немного пришлось повозиться с ризографией, чтобы учесть не только чернила, но и расход мастер­пленки в зависимости от формата печати, а также затраты на распечатку оригинал­макета на принтере или ЦПМ. Был создан механизм фиксации в ПЭ замены запчастей и расходных материалов под конкретное оборудование с параллельным списанием со склада, а также сервисного обслуживания оборудования.

Теперь сотрудник типографии или наладчик мог отмечать замену каждой детали в АСУП с фиксацией времени и показаний счетчика машины. Это создало предпосылки для автоматического учета стоимости запчастей и сервиса на себестоимости выполняемых заказов, а также сбор аналитической информации для оценки работы оборудования и сервисных фирм.

Также была отлажена процедура экспорта из ПЭ всевозможных отчетов и другой бумажной документации в формате MS Word и Excel: стандартных требований­накладных на покупку, перемещение или списание материалов и товаров; заявок клиентов со всеми заполненными данными для визирования руководства; технологической карты заказа, путешествующей с полуфабрикатами по всем цехам типографии до выполнения заказа; красивых этикеток для упаковок с готовой продукцией; счетов, калькуляций для заказчиков и т.п. Все эти документы автоматически распечатывались нажатием кнопки в ПЭ в утвержденном госорганами стандартном виде.

КА: Были ли проблемы с созданием экспорта материального бухгалтерского отчета?

М.Ш.: Да, причиной тому оказалась исключительная сложность необходимого нам отчета. В процессе отладки нам пришлось трижды перезапускать учет материалов в АСУП типографии, вводить остатки материалов на склады в ПЭ, а также вручную корректировать данные по складу.

Необходимый нам экспорт разработчики отладили для нас в середине мая, и мы в тестовом режиме начали проверять работу типографии в ПЭ за апрель.

После ввода в ПЭ остатков материалов на 1 апреля и проводки всех заказов с автоматическими списаниями, у нас ничего не сошлось, но мы получили богатую информацию для отладки работы различных алгоритмов программы и расчета списания материалов на заказы.

Исправив множество ошибок, совершаемых персоналом при выборе и расходе материалов на конкретные заказы, мы не стали терять время на отладку апрельского отчета, а просто перезагрузили программу с 1 мая. Снова корректно перепроверили все заказы и получили на выходе материальный отчет, подошедший уже ближе к реальности. Проанализировав ситуацию, мы установили, что причинами оставшихся расхождений, кроме недисциплинированности сотрудников, является отсутствие учета потерь материалов при сервисных работах и особенностей резки бумаги 640Ѕ900 мм либо на девять листов А4, либо на четыре листа А3 (или на восемь листов А4). В итоге были еще раз подправлены алгоритмы работы типографии и сделана корректировка материалов в ПЭ под фактическое их наличие на складах на 1 июня. После этого ежемесячные материальные отчеты стали отражать близкое к реальности положение вещей в типографии.

В процессе реализации этого отчета АСУП еще раз продемонстрировала свою незаменимость, выявив много ошибок в товарном учете и негативное влияние человеческого фактора на жизнедеятельность типографии. Параллельно с его отладкой мы поправили многие организационные процессы в типографии, заставили сотрудников учитывать и корректно отражать расход материалов на заказы, увидели скрытые места потерь материалов и минимизировали их.

КА: Принималось ли во внимание, что у типографии ВШЭ, по сути, несколько производственных площадок?

М.Ш.: Конечно, потребовалось постепенное внедрение АСУП на копировально­множительных участках (КМУ) типографии, расположенных в других девяти зданиях НИУ ВШЭ. Предварительно производилась индивидуальная настройка ПЭ под особенности каждого участка. Даже ценообразование пришлось поменять, так как машины мелких КМУ печатали на листах А4, в отличие от SRA3 производственного участка, и с другим кликовым контрактом. Были созданы индивидуальные шаблоны заказов для каждого участка под их парк оборудования и ассортимент выпускаемой печатной продукции.

Разработчики ПЭ создали разграничение доступа сотрудников к ПЭ на разных участках таким образом, чтобы они видели только необходимую им для работы информацию и в то же время могли грамотно взаимодействовать друг с другом. Сейчас заказ может быть принят в работу на одном участке типографии, выполнен на другом, а готовая продукция отгружена заказчику уже на третьем участке типографии. Это решилось открытием доступа сотрудников на конкретные заказы. Единый модуль CRM позволяет менеджерам быть в курсе истории контактов и проблем, созданных конкретными заказчиками на любых участках типографии, чтобы не повторять ошибки при работе с данным клиентом. Разумеется, доступ у сотрудников настраиваемый и может быть легко отключен, если это расходится с установленной политикой типографии.

КА: Расскажите про выбор и внедрение технологии w2p. Почему решили делать это своими силами?

М.Ш.: Несмотря на то что мы размышляли о w2p­технологии более полугода, готового решения выбрать нам не удалось. Лицензионные решения специализированных иностранных разработчиков отпали сразу ввиду их высокой стоимости, АСУП от дружественных поставщиков цифрового печатного оборудования (Koniсa Minolta, Canon, Ricoh) не устроили из­за недостатка функционала на постпечатном участке и привязанности софта к определенным брендам ЦПМ. Достойных w2p­предложений от отечественных разработчиков «лицензий» мы не нашли, поэтому долго думали о решениях SaaS (Software as a Service) томской компании PixelPark, екатеринбургской PrintOnDemandSolution и московской «I print it». Их решения требовали минимальных стартовых инвестиций и могли быть запущены в эксплуатацию в течение считанных недель. Но в итоге и их предложения отпали из­за необходимости рентной платы за каждый принятый заказ и отсутствия желания или возможности их разработчиков стыковать свои w2p­решения с уже работающей у нас АСУП.

Очень хорошими решениями нам показались самописные программные проекты таких типографий, как netPrint, «Т8», «Борус», ИРМ1, printrobot, но их владельцы даже слушать не хотели о возможности продаж w2p­софта. Руководители крупнейшей российской типографии по печати книг малыми тиражами «Т8» и национального сервиса фотопечати netprint, например, назвали автоматизированный софт главным активом своих предприятий и оценили его в миллионы евро.

В итоге, было решено делать w2p­проект для типографии НИУ ВШЭ самостоятельно, на основе программы ПЭ. Нужно было упростить имеющийся автоматизированный расчет заказов и отладить экспортно­импортные операции для вывода интерфейса программы ПЭ на интернет­сайт типографии.

Решение оказалось изящным и эффективным. По аналогии с обычными шаблонами расчетов, в ПЭ были созданы специальные шаблоны видов продукции для сайта w2p, включившие все необходимые производственные технологические операции: печать на ЦПМ, ризографе или плоттере; ламинацию; тиснение; разные виды брошюровки; фальцовку, биговку, резку и т.п. Для каждого вида продукции были заданы в соответствующих справочниках перечни возможных форматов и типов бумаги, текстовые поля для описания, ссылки на иллюстрации и режимы отображения всей этой информации на сайте.

Пока мы занимались вводом информации в ВТП­справочники и шаблоны w2p­продукции, разработчик создал механизм быстрой связи этих шаблонов с интернет­сайтом, так чтобы все данные из ПЭ автоматически отображались на страницах сайта с изображениями и описаниями вида продукции, полями для расчета стоимости заказа с возможностью выбора из списков или ввода произвольных данных. В результате АСУП стала управляющим ядром не только всех типографских процессов, но и интернет­сайта типографии.

В итоге получился интернет­сайт типографии — www.print.hse.ru, где любой посетитель может выбрать необходимый ему вид продукции, заполнить характеристики своего заказа и за доли секунды получить его расчетную стоимость в типографии НИУ ВШЭ. Причем, в отличие от полиграфических интернет­калькуляторов, просто выбирающих стоимость из HTML­таблиц с заранее рассчитанными вариантами или рассчитывающих все по встроенным формулам, у нас все цены продукции рассчитываются в нашей АСУП. Данные заказа пользователя, введенные им на сайте, импортируются в ПЭ, где создается новый заказ с заполненными полями в соответствии с желаниями интернет­клиента. Расчет стоимости этого заказа выполняется по тем же алгоритмам, что и заказы, вводимые в ПЭ менеджерами типографии. Полученная в ПЭ расчетная цена экспортируется обратно на интернет­сайт типографии и отображается там в соответствующем поле. Полученный w2p­заказ сохраняется в программе ПЭ, а при поступлении информации об оплате у заказа достаточно сменить статус, и он автоматически запускается в производство.

КА: В чем достоинства получившегося решения и особенности w2p­сайта?

М.Ш.: Во­первых, можно автоматически рассчитать стоимость практически любого заказа с произвольно заданными тиражами и форматами. Список бумаг при этом берется из справочников имеющихся материалов в типографии. При поступлениях на склад мы отображаем вновь появившиеся материалы на сайте, просто добавив их в w2p­справочник бумаг. Другие существующие на рынке w2p­решения, как вы знаете, менее гибки в этом отношении.

Во­вторых, концепция нашего проекта не предусматривает отдельного администрирования w2p­сайта: создание и редактирование типов продукции, изменение цен или любой другой информации на сайте выполняется сотрудниками самой типографии. Этим сокращаются расходы на содержание сайта.

В­третьих, отсутствие двойного хранения данных — на сайте и сервере АСУП — исключает ошибки параллельного редактирования. Любые изменения в ПЭ, например коррекция стоимости расходных материалов, формул или коэффициентов ценообразования, автоматически отображаются на работе w2p­сайта. Невозможно забыть удорожание материалов, например при изменении курса валют. Цены, полученные посетителем сайта, всегда актуальны и совпадают с расчетом менеджера. Даже контактная информация заказчика, введенная им на сайт при регистрации, будет импортирована в АСУП для постоянного хранения там.

В­четвертых, для заказов, принятых через сайт и оплаченных онлайн, автоматически создается технологическая карта, и они поступают на производство без участия менеджеров и руководителей типографии. Это именно то, что недоставало нам у других w2p­решений без интеграции с АСУП типографии, или АСУП без w2p­модулей.

В ­пятых, после оплаты лицензии модуль w2p, как и весь АСУП в целом, становится собственностью типографии и располагается на ее серверах вместе со всеми содержащимися там данными. Появляется хороший стимул для модернизации системы, так как наработанные know­how не станут достоянием конкурентов, как это происходит при SaaS­решениях.

Нами создана рабочая версия w2p­сайта типографии НИУ ВШЭ со всеми необходимыми элементами: блоком автоматической генерации расчетов (от простой к более сложной продукции), диалоговыми сообщениями и интерфейсом оформления заказов, блоком регистрации и входа посетителей на сайт, модулями закачки файлов, онлайн­оплаты и т.п. Впереди еще работа по созданию редактора макетов, блока проверки оригинал­макетов, организации доставки и многого другого, без чего трудно представить сайт любой компании, продающей свои услуги через Интернет.

Сейчас на www.print.hse.ru можно автоматически рассчитать стоимость трех десятков наиболее популярных видов продукции, включая такие сложные, как составные книги в мягком или твердом переплете с черно­белым блоком и цветной вставкой. И для каждого элемента этого расчета можно выбрать тип бумаги и дополнительной отделки: ламинацию, горячее тиснение (с указанием цвета фольги, типа и площади клише и т.п.), а также задать все необходимые параметры выбранного типа сшивки.

Зарегистрировавшись с указанием почтового домена @hse.ru, посетитель автоматически получит скидку, предназначенную для сотрудников или студентов НИУ ВШЭ. При оформлении заказа в отдельных полях выбирается желательный срок сдачи, дополнительный комментарий к заказу и участок типографии НИУ ВШЭ, на котором заказчик хочет изготовить свой заказ. Для этого все участки типографии, где технически можно изготовить выбранный тип продукции, выводятся в списке выбора с их расположением на карте города.

Пока реализована автоматическая оплата лишь с банковских карточек Сбербанка через платежный шлюз интернет­портала ВШЭ или распечатка заполненных бумажных квитанций для оплаты в любом банке через оператора или вводом этих данных в их онлайн­сервисы.

Сайт w2p был создан на отдельной динамической платформе wtp.hse.ru и объединен со статической частью типографии, так что для посетителя сайта всё смотрится как единое целое. Предстоит еще создание единого дизайна в обеих этих частях, но уже сейчас www.print.hse.ru 
принимает заказы онлайн в типографию.

КА: Какие у вас планы на будущее?

М.Ш.: Работа по развитию типографии и совершенствованию нашего проекта продолжается. Недавно создан механизм проводки через ПЭ, а значит и через сайт типографии, аутсорсинговых операций и продажи товаров, изготовленных в других типографиях. За счет этого на сайте появились актуальные для конца года квартальные календари и бумажные пакеты. Планируется ввести в ассортимент типографии офсетную печатную продукцию, сувениры и другую пользующуюся спросом печатную продукцию, которую типография ВШЭ не может изготавливать у себя совсем, или ее производство стоит очень дорого.

Еще нужно расширить способы оплат и организовать доставку готовой продукции. Чтобы избежать проблем некорректных макетов, необходим модуль автоматической проверки файлов заказчиков, онлайн ­редактор на сайте и библиотека готовых шаблонов. В общем, работы еще много. Но главное, что уже сейчас студенты и сотрудники ВШЭ, а также сторонние заказчики могут воспользоваться внедренным решением, сэкономить свое время и деньги при заказах печатной продукции в нашей типографии.